[Греч. Πολύκαρπος ὁ Σμυρναῖος; лат. Polycarpus Smyrniensis] (ок. 70 - ок. 156-167 или 177), сщмч. (пам. 23 февр.), еп. г. Смирны (М. Азия), назван одним из мужей апостольских (Euseb. Hist. eccl. III 36. 10).
П. С.- одна из ключевых фигур в истории христианства II в., хорошо известная современникам и потомкам. Сщмч. Игнатий Богоносец адресовал П. С. отдельное послание (Ign. Ep. ad Polyc.) и упомянул его в посланиях к Магнесийцам (Ign. Ep. ad Magn. 15) и к Ефесянам (Ign. Ep. ad Eph. 21). Сщмч. Ириней Лионский, ученик П. С., привел краткий рассказ о его жизни (Iren. Adv. haer. III 3. 4). Тертуллиан упомянул о П. С. как о епископе Смирны, поставленном ап. Иоанном Богословом (Tertull. De praescript. haer. 32. 2). Евсевий Кесарийский сообщил факты биографии П. С., цитировал Послание к Филиппийцам и пересказал Мученичество П. С. (Euseb. Hist. eccl. III 36; IV 14-15.47; V 24.16). Кроме того, о П. С. писали блж. Иероним Стридонский (Hieron. De vir. illustr. 17) и церковные историки Сократ Схоластик (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22.17), Созомен (Sozom. Hist. eccl. VII 19), Феодорит, еп. Кирский (Theodoret. Ep. 145). Наконец, большое значение имеет Мученичество П. С. (CPG, N 1045; BHG, N 1556-1557). В Житии П. С., приписываемом сщмч. Пионию Смирнскому (кон. III - нач. IV в.; BHG, N 1561; сохр. в единственной рукописи (Paris. gr. 1452); изд.: Stewart-Sykes. 2002; см. также: Stewart-Sykes. 2001), сообщается много оригинальных сведений, но нек-рые из них анахроничны, а другие невозможно проверить по др. источникам. К более позднему времени относятся тексты сокращенной редакции (эпитомы) Жития П. С., вошедшей в состав Императорского минология XI в. (BHG, N 1562), энкомиев Митрофана Смирнского (BHG, N 1563; изд.: Van Deun. 2010. P. 314-324) и Псевдо-Иоанна Златоуста (CPG, N 4760; BHG, N 1564). Ф. Вейдманн опубликовал 4 фрагмента папируса III в. на сахидском диалекте копт. языка, относящиеся к неизвестному ранее рассказу о казни П. С. (Weidmann. 1999).
По словам П. С., он служил Богу 86 лет, поэтому считается, что святой род. ок. 70 г. (Martyr. Polyc. 9. 3). Он был учеником ап. Иоанна Богослова, который поставил его в епископа Смирнской Церкви, общался с др. апостолами и с «многими, кто видел Господа» (Iren. Adv. haer. III 3. 4; ср.: Tertull. De praescript. haer. 32. 2; Euseb. Hist. eccl. V 20). Ириней Лионский сохранил рассказ П. С. о том, как однажды в Эфесе ап. Иоанн, оказавшись в одной бане с еретиком Керинфом, покинул ее, не помывшись, со словами: «Бежим, чтобы не рухнула баня, ведь здесь Керинф, враг истины!» (Iren. Adv. haer. III 3. 4). П. С. занял епископскую кафедру Смирны до казни сщмч. Игнатия Богоносца (вероятно, между 107 и 118). Высокую оценку получило пастырское служение П. С. Сщмч. Игнатий поручил ему созвать совет для избрания кандидата на Антиохийскую кафедру (Ign. Ep. ad Polyc. 7). В Мученичестве описано, как толпа язычников и иудеев кричит: «Вот он, учитель Азии, он отец христиан» (Martyr. Polyc. 12. 2), а блж. Иероним называл его «вождем всей Азии» (Hieron. De vir. illustr. 17). П. С., как преемник апостолов и деятельный епископ, был весьма уважаем (Martyr. Polyc. 16. 2), его влияние распространялось за пределы М. Азии.
Во время понтификата св. Аникета (154/5-165/6) П. С. посетил Рим. Главной целью визита было решение вопроса о времени Пасхи: малоазийские Церкви, ссылаясь на авторитет апостолов, в частности ап. Иоанна Богослова, защищали традицию праздновать ее в день иудейской Пасхи (14 нисана), на какой бы день недели это число ни приходилось; Римская, Александрийская, Коринфская и Палестинские Церкви настаивали на праздновании в 1-е воскресенье после иудейской Пасхи. П. С. и Аникет не пришли к согласию, но сохранили общение, и П. С. даже совершил Евхаристию в Риме (Euseb. Hist. eccl. V 24. 16-17). Как свидетельствует сщмч. Ириней, во время этой поездки П. С. вел борьбу с маркионитами, валентинианами и др. еретиками и добился возвращения в Церковь многих, кто обратились к лжеучениям. При личной встрече с Маркионом П. С. на вопрос: «Узнаешь меня?» - ответил: «Узнаю первенца сатаны! (ἐπιγινώσκω τὸν πρωτότοκον τοῦ σατανᾶ)» (Iren. Adv. haer. III 3. 4; Euseb. Hist. eccl. IV 14. 7). По возвращении в Смирну П. С. претерпел мученическую смерть.
В Житии, написанном Псевдо-Пионием, содержатся иные сведения о П. С.: он родился где-то на Востоке, был привезен в Смирну и продан в рабство некой Каллисте, к-рая полюбила его как сына, воспитала в христ. вере и сделала управляющим своим имуществом. Наставником П. С. был неизвестный по др. источникам Смирнский еп. Букол. Он рукоположил П. С. во диакона, затем во пресвитера и поставил учителем оглашенных. После смерти Букола П. С. был избран его преемником. Ни об обучении П. С. у ап. Иоанна, ни о его мученической кончине в Житии не упоминается. Сочинение наполнено легендарными деталями, исторически достоверные факты определить невозможно, они скорее отражают реалии не I-II вв., а времени написания текста (Stewart-Sykes. 2000; Hartog, ed. 2013. P. 5-7).
Кроме Иринея Лионского, к-рый, по его собственным словам, мог подробно описать особенности жизни и учения П. С. (Euseb. Hist. eccl. V 20. 6-7), его учеником был пресвитер Римской Церкви Флорин, ставший валентинианином.
О кончине П. С. сообщает Мученичество, к-рое имеет форму послания к Смирнской Церкви, к Церкви Филомелии (Фригия) и к др. Церквам, написанного вскоре после казни П. С. Евсевий Кесарийский почти полностью пересказал его в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV 15). В наст. время известны 10 греч. рукописей, содержащих текст Мученичества. Начиная с editio princeps, осуществленного ирл. англикан. ученым архиеп. Дж. Ашером в 1647 г. (о ранних изданиях см.: Lightfoot, transl. 1889. P. 361-362; Dehandschutier. 1979. P. 57-59, 62-71), и вплоть до кон. XIX в. текст публиковался по нескольким визант. Минологиям, доступным издателям. Благодаря влиянию Дж. Б. Лайтфута для издания стали использовать древнейшую редакцию текста Евсевия Кесарийского. В отличие от большинства ученых XX в. Б. Дехандшуттер преуменьшал значение редакции Евсевия, настаивая на приоритете редакции, сохранившейся в визант. Минологиях. В 1990 г. были введены в научный оборот еще 2 рукописи XII в.: Athen. Bibl. Nat. gr. 989 и Kosin. 28, чтения к-рых (особенно последней) подтверждают верность подхода Дехандшуттера (Dehandschutter. 1990; Idem. Un texte perdu du Martyre de Polycarpe retrouvé: Le codex Kosinitza 28 // Ephemeridae Theologicae Lovanienses. 2006. Vol. 82. P. 201-206).
Существуют древние переводы Мученичества на латинский (BHL, N 6870), коптский (BHO, N 997), сирийский (BHO, N 998), грузинский, армянский (BHO, N 999) и славянский языки (Dehandschutter. 1979. P. 489-490). Сир. версия зависит от редакции Евсевия Кесарийского, армянская близка к тексту Евсевия, но не следует ему дословно (изд.: Drost-Abgarjan. 2013; Zwierlein, ed. 2014. S. 46-65). Предположительно, в основе арм. версии лежит др. сир. редакция, к-рая либо восходит к краткой греч. редакции (ныне утраченной), либо адаптирует редакцию Евсевия.
В греческом тексте подчеркивается, что подвиг П. С.- «мученичество согласно Евангелию» (Martyr. Polyc. 1) в подражание Христу. Рассказ начинается с прославления Смирнских мучеников, мужественно претерпевавших пытки и казни, особо выделяется Германик, сам натравивший на себя зверей, после чего толпа потребовала казни П. С. (Ibid. 3). На примере Квинта, к-рый добровольно сдался властям и склонял к этому других, но в итоге испугался и отступил от веры, осуждается самовольное мученичество, «потому что не так учит Евангелие» (Ibid. 4; о возможной принадлежности Квинта к монтанизму см.: Buschmann. 1995; Hartog, ed. 2013. P. 221-225). П. С., узнав о грозящей опасности, остался в городе, но затем по просьбам паствы скрылся в деревне неподалеку от Смирны. Там ему было видение: во сне он увидел свою подушку, охваченную пламенем, и понял, что ему предстоит сгореть на костре (в арм. версии этот эпизод отсутствует). Были схвачены 2 его раба, один из них под пыткой открыл местонахождение П. С. У епископа была возможность переехать еще раз, но он отказался со словами: «Да свершится воля Божия» (Ibid. 7). Преследователи схватили П. С. и повезли его в город. Поспешившие им навстречу городской магистрат Ирод и его отец Никита безуспешно попытались убедить П. С. отречься. На суде епископ отказался совершить жертвоприношение и поносить Христа: «Восемьдесят шесть лет я служу Ему, и никогда Он мне вреда не причинил. И как я могу хулить Царя моего, Спасшего меня?» (Ibid. 9. 3). Проконсул пытался уговорить П. С. спасти свою жизнь, но тот исповедовал себя христианином и был приговорен к сожжению заживо. Все необходимое для костра было быстро собрано толпой зрителей, состоявших из язычников и иудеев. После того как П. С. прочел молитву Господу, случилось чудо: огонь не нанес вреда его телу, и епископ был убит служителем. Преследователи по подсказке иудеев не выдали его тело верующим, а сожгли, но христиане смогли забрать кости П. С. и похоронить их.
Мученичество П. С.- важнейший памятник раннехрист. агиографии, первый текст, рассказывающий о мученической смерти исторической личности, к-рая известна и по др. надежным источникам. П. С. стал примером для др. мучеников, а его Мученичество - образцом для сочинений подобного жанра.
Точная дата мученичества П. С. не установлена. В тексте сообщается, что «Поликарп совершил мученичество во второй день начавшегося месяца ксанфика, а по римскому календарю - за семь дней до мартовских календ (23 февр.), в Великую Субботу в восемь часов. Был схвачен Иродом при жречестве Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Кодрата» (Ibid. 21). Евсевий относит казнь Поликарпа к началу правления императоров Марка Аврелия и Луция Вера (Euseb. Hist. eccl. IV 15. 1), а в его «Хронике» мученичество датируется 236-й олимпиадой, 2183 г. от Авраама и 7-м годом правления имп. Марка Аврелия (март 167 - март 168). Эта дата не ставилась под сомнение до сер. XIX в., когда В. Вадденгтон опубликовал работу, посвященную хронологии жизни ритора Элия Аристида, где доказал, опираясь на данные эпиграфики, что П. С. пострадал в 155 или 156 г. Он отождествил азиарха Филиппа Траллиана с Гаем Юлием Филиппом из Тралл, к-рый был азиархом в 149-152 гг., а Стация Кодрата - с Луцием Стацием Кодратом, упоминаемым Аристидом в «Священных речах» (Waddington. 1867). В наст. время большинство ученых склоняются к мнению о том, что казнь П. С. произошла между 156 и 167 гг. А. Грегуар и П. Оржель, основываясь на свидетельстве Евсевия (к-рое они предложили скорректировать - «17-й год правления Марка Аврелия» вместо «7-й год») и упоминании в Мученичестве Великой субботы, датировали кончину П. С. 27 февр. 177 г., когда суббота перед Пасхой приходилась именно на этот день. В качестве аргумента в пользу поздней датировки кончины П. С. приводилось также свидетельство рукописи XII в. ГИМ. Син. Греч. № 159 (390), к-рая помимо Мученичества П. С. содержит небольшое добавление (appendix), где сообщается, что текст Послания П. С. к Филиппийцам был переписан Гаем, учеником Иринея Лионского, якобы обнаружившим Послание среди трудов Иринея. Далее автор добавления приводит свидетельство о видении Иринея, когда тот находился в Риме (177; дата устанавливается точно по Евсевию - Euseb. Hist. eccl. V 4): в день и час смерти П. С. Ириней, находясь в Риме, услышал голос, похожий на звук трубы: «Поликарп принял мученическую смерть!» (Grégoire, Orgels. 1951).
Мученичество направлено на сохранение внутренней стабильности общины, пережившей гонение и казнь епископа, и на нейтрализацию угроз, исходящих от враждебно настроенных по отношению к христианам рим. властей и толпы. В нем формируется представление о «правильном мученичестве», противостоящем фанатичному стремлению пострадать за Христа. Мученичество должно происходить «согласно Евангелию». Эту мысль иллюстрирует противопоставление отступника Квинта и П. С., к-рый не сдавался властям сам и не склонял к этому других; цель Квинта - спасти свою душу, П. С. же спасал всех верующих. Особое значение в этом контексте приобретают многочисленные параллели с евангельским рассказом о Страстях Господних: П. С., подобно Иисусу, знал о том, что ему предначертано (Martyr. Polyc. 5. 2); он въехал в Смирну на осле (Ibid. 8. 1); молился за всю Церковь, как и Спаситель, молился за Своих учеников (Ibid. 5. 1); устроил последнюю трапезу и молился перед арестом (Ibid. 7. 2); слышал голос с небес (Ibid. 9. 1); был предан человеком из своего окружения (Ibid. 6. 1-2); солдаты отправились за ним, снаряженные так, будто шли против разбойников (Ibid. 7. 1); он не сопротивлялся и не препятствовал аресту, хотя вполне мог скрыться (Ibid. 1. 2; 7. 2). И Иисус, и П. С. были схвачены за городом (Ibid. 5. 1); до суда они оба беседовали с представителем местной власти по имени Ирод (Ibid. 6. 2; 8. 2); во время допроса рим. магистрат, подобно Пилату, прилагал усилия, чтобы спасти обвиняемого (Ibid. 9. 2 - 11. 2); особенно усердствовали иудеи при осуждении и Христа, и П. С. (Ibid. 13. 1), оба были схвачены в пятницу (Ibid. 7. 1); обоих во время казни пронзили холодным оружием (Ibid. 16. 1); и наконец, те, кто предали П. С., «получили кару самого Иуды» (Ibid. 6. 2). Это подражание Христу подчеркивает заботу о ближних и стремление добиться спасения не только для себя, но и для всех верующих. Большое влияние на автора Мученичества оказали также Послания ап. Павла, особенно 1-е к Коринфянам, Римлянам и Филиппийцам, и Иоанна Богослова Откровение (Hartog, ed. 2013. P. 209-213). Акцент на роли иудеев в преследовании христиан сближает Мученичество П. С. с Мученичеством Пиония (BHG, N 1546), также связанного со Смирнской Церковью.
В Мученичестве П. С. содержится одно из наиболее ранних указаний на формировавшийся в Церкви первых веков культ святых: язычники не желали выдавать тело П. С. верующим, чтобы они не начали почитать его вместо Христа (Martyr. Polyc. 17. 2). Однако христиане смогли похоронить кости мученика и собирались отметить день его памяти (Ibid. 18. 2-3). Особо подчеркивается, что христиане поклоняются Христу как Сыну Божию, мучеников же почитают как учеников и подражателей Господа (Ibid. 17. 3). Критики обращали внимание на то, что эти слова либо свидетельствуют о позднем времени создания текста, либо являются интерполяцией (Campenhausen. 1957). Однако Дехандшуттер доказал, что данный отрывок указывает на только формирующийся культ мучеников и свидетельствует в пользу раннего времени написания Мученичества (Dehandschutter. 1979. P. 502-503).
Исследователи выявили параллели между Мученичеством П. С. и памфлетом Лукиана «О смерти Перегрина» (ок. 165-178): преклонный возраст обоих героев, факелы и хворост в костре, снятие одежд, последняя молитва перед сожжением, особое внимание к запаху сжигаемого тела и др. В тексте Мученичества упоминалось, что язычники повсюду обсуждают П. С. (Martyr. Polyc. 19. 1). Не исключено, что Лукиану было известно это произведение, к-рым он воспользовался, чтобы уподобить своего героя презираемым во II в. христианам (Schoedel. 1993; Kozlowski. 2008; Пантелеев, ред. 2017).
Рассказ о казни П. С. оказал большое влияние на последующую агиографическую лит-ру, в частности на Мученичество святых Карпа, Папила и Агафоники, на Апологии Иустина Философа, Послания о Лугдунских мучениках, Мученичества сщмч. Пиония Смирнского, св. Фруктуоза, святых Перпетуи и Фелицитаты (Hartog, ed. 2013. P. 237-239).
Вокруг проблем аутентичности текста, его единства и датировки развернулась большая дискуссия (подробнее см.: Dehandschutter. 2007. P. 43-92; Hartog, ed. 2013. P. 165-239). Так, С. Ронкеи датировала составление Мученичества 3-й четв. III в. (Ronchey. 1990), К. Мосс - сер. III в. (Moss C. R. On the Dating of Polycarp: Rethinking the Place of the Martyrdom of Polycarp in the History of Christianity // Early Christianity. Tüb., 2010. Vol. 1. P. 539-574), по мнению О. Цвирлайна, в окончательном виде оно сформировалось только в нач. V в. (Zwierlein, ed. 2014). Цвирлайн приписывает авторство Мученичества П. С. некоему неизвестному автору, к-рый также имеет непосредственное отношение к Мученичеству смирнского пресв. Пиония. События, изложенные в этом тексте, начинаются в годовщину смерти П. С., ряд исследователей отождествляют сщмч. Пиония с переписчиком, упомянутым в эпилоге Мученичества П. С. (Martyr. Polyc. 22. 3). Согласно Цвирлайну, первоначальная редакция Мученичества была составлена вскоре после смерти П. С. и не сохранилась. Евсевий Кесарийский мог быть знаком с текстом, однако в «Церковной истории» он использовал уже интерполированную редакцию, возникшую предположительно в кон. III в., в период гонений имп. Диоклетиана. Фрагменты древнейшей редакции представлены в нек-рых греч. рукописях; также она легла в основу сирийской и армянской версий. Большинство существующих редакций и версий Мученичества П. С. содержат множество морализирующих комментариев и вспомогательных эпизодов. По мнению Г. Бушманна, эти экзегетические и дидактические элементы являются главными в тексте и формулируют его цель, к-рая заключалась вовсе не в повествовании о кончине П. С., а в богословском осмыслении мученичества как такового (Buschmann. 1994; Idem. 1998). Некоторые ученые тем не менее считают, что бóльшая часть дидактических комментариев являются вторичными по отношению к основному повествованию. Главным аргументом в пользу такой т. зр. является отсутствие значительного количества неповествовательных элементов в тексте арм. версии Мученичества. Именно в дидактическом и экзегетическом материале исследователи находят анахронизмы и внутренние противоречия. Цвирлайн наглядно показал, что такие вторичные элементы содержатся и в Мученичестве Пиония, но в меньшем объеме.
Реконструируя (на основе арм. версии) первоначальную краткую редакцию Мученичества, Цвирлайн предлагает по-новому осмыслить этот памятник и не считать (как это было принято ранее), что именно в нем впервые термин «кафолическая» по отношению к Церкви употребляется для противопоставления еретическим сообществам. Упоминания об антисемитизме христиан в Смирне и о Великой субботе (в древней малоазийской традиции Пасха праздновалась 14 нисана без привязки к воскресному дню), а также отголоски споров о дате Пасхи и др., по мнению ученого, следует рассматривать как более поздние добавления.
В последнее время нек-рые ученые выдвинули в качестве аргумента в пользу ранней датировки Мученичества П. С. факт зависимости от него Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (ср.: Pass. Perp. 21. 2-3 и Martyr. Polyc. 16. 1; 14. 2). Поскольку последнее надежно датируется 203-213 гг., Мученичество П. С. не могло быть составлено позднее 213 г. (Waldner. 2004; Kozlowski. 2016). Остается открытым вопрос, был ли знаком с Мученичеством П. С. Ириней Лионский. В трактате «Против ересей» (самая поздняя возможная дата написания - 174 г.), по-видимому, нет никаких следов, к-рые указывали бы на то, что Ириней знал текст Мученичества, хотя он и писал о смерти П. С. (Iren. Adv. haer. III 3. 4). Однако если не исключать возможность того, что сщмч. Ириней имел список Мученичества (ср. добавление в ркп. ГИМ. Син. Греч. № 159 и гипотезу о кончине П. С. в 177), с определенной долей вероятности этот текст можно датировать периодом между 177 и 213 гг.
(CPG, N 1040). Евсевий Кесарийский, цитируя сщмч. Иринея Лионского, указал, что П. С. написал послания к «соседним Церквам, чтобы подкрепить их, или какому-нибудь брату, чтобы наставить и уговорить его» (Euseb. Hist. eccl. V 20. 8). Сохранилось лишь Послание к Филиппийцам, к-рое Ириней называл «весьма дельным» (Iren. Adv. haer. III 3. 4). Полный текст Послания дошел в лат. переводе (изд.: Patrum apostolicorum opera. Lipsiae, 1876. Vol. 2. P. 111-133), от греч. оригинала уцелели первые 9 глав (Polycarp. Ad Phil. 1-9. 2). Рукописная традиция представлена 18 кодексами, в к-рых после 9-й главы Послания к Филиппийцам следует Послание Варнавы (Barnaba. Ep. 5. 7), что указывает на происхождение всех манускриптов из одного источника (Hartog, ed. 2013. P. 26-27). Недостающий отрывок может быть частично восстановлен благодаря Евсевию Кесарийскому, к-рый привел главы 9 и 13, за исключением последнего предложения (Euseb. Hist. eccl. III 36. 13-15). Существуют фрагменты сир. версии Послания (изд: Rucker I. Florilegium Edessenum anonymum. Münch., 1933. S. 3; Pitra. Analecta sacra. Vol. 4. P. 5, 282). Это сочинение появилось в связи с просьбой филиппийских христиан отправить им послания Игнатия Богоносца, что П. С. и сделал, присоединив к ним свое Послание. В конце он просил сообщить сведения об Игнатии и его спутниках, следов. можно заключить, что Послание было написано вскоре после их казни (10-20-е гг. II в.).
В гл. 9 Послания (Polycarp. Ad Phil. 9. 2) Игнатий и его спутники упоминаются как уже умершие; однако в гл. 13 (Ibid. 13. 2) о них говорится как о еще живых (de ipso Ignatio et de his qui cum eo sunt). Пытаясь разрешить это противоречие, П. Н. Харрисон предположил, что Послание в наст. виде является компиляцией 2 писем, написанных П. С. филиппийцам в разное время, скопированных на один свиток и из-за этого впосл. объединенных (Harrison. 1936). Первое было краткой сопроводительной запиской к посланиям Игнатия, написанной в сент. того года, когда его казнили (Polycarp. Ad Phil. 13-14). Второе, состоящее из первых 12 глав, было написано П. С. не ранее 135 г., и в нем обличался ересеучитель Маркион. Однако это мнение разделяли не все, в частности, вызвала сомнения антимаркионитская направленность гл. 7 (ср.: Nielsen. 1986; Hill. 2006). В наст. время нек-рые ученые поддерживают теорию Харрисона, другие признают существование 2 посланий, но разделенных совсем небольшим временным интервалом, третьи отстаивают единство текста Послания (Hartog, ed. 2013. P. 33-40). К. Морескини и Э. Норелли обратили внимание на то, что ключевая фраза гл. 13 дошла только на латыни; слова «qui cum eo sunt» (те, к-рые с ним суть [имеется в виду сейчас, а не в прошлом]) можно перевести на греческий без глагола в наст. времени (sunt). В таком случае просьба сообщить что-то об Игнатии и его спутниках в гл. 13 может относиться к обстоятельствам их мученической кончины, происшедшей в прошлом, следов., нет противоречия с гл. 9 и нет необходимости говорить о 2 посланиях. Если исходить из целостности Послания, то оно, вероятно, было написано после того, как П. С. получил известие о смерти Игнатия, т. е. по крайней мере через неск. месяцев после пребывания последнего в Смирне, но не намного позднее (Histoire de la littérature chrétienne antique grecque et latine. Vol. 1: De Paul à l'ère de Constantin. Gen., 2000. P. 143). Нек-рые ученые высказывают предположения о неподлинности Послания (Zwierlein, ed. 2014).
Послание П. С.- моральное увещевание, похожее на 1-е Послание к Коринфянам сщмч. Климента, еп. Римского; вполне возможно, что П. С. сознательно ориентировался на этот образец (Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 79). Он призывал истинно служить Богу, изучая Послания «блаженного и славного» ап. Павла (Polycarp. Ad Phil. 2-3), твердо стоять в вере (Ibid. 4-6), избегать еретиков (Ibid. 7), помнить сщмч. Игнатия и быть самим подражателями Христа (Ibid. 8-9), умножать добродетели и бороться с любостяжанием (Ibid. 10-11). П. С. отстаивал христологическое учение о Воплощении и Крестной смерти в противовес мнению докетов и маркионитов, отрицавших это учение, и опровергал тех, кто не верили в Воскресение и Страшный Суд. В Послании не употребляется слово «епископ», но говорится о необходимости слушаться пресвитеров и диаконов (Ibid. 7); возможно, что этой Церковью руководила коллегия пресвитеров. В гл. 6 П. С. описывал идеальных пресвитеров, к-рые «должны быть мягкосердечны, милостивы ко всем, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать помощью вдовам или нищим, всегда стараться о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха». В гл. 11 осуждается некий Валент, бывший пресвитером, но отстраненный из-за любостяжания. В Послании содержится призыв безотлагательно помогать нуждающимся и жить умеренно и воздержанно (Ibid. 10). Заслуживает внимание и отношение П. С. к Римскому гос-ву: «Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явственным для всех и сами вы были совершенны» (Ibid. 12. 3).
В этом небольшом тексте содержится множество ссылок и аллюзий на НЗ. П. С. известны Евангелия от Матфея и от Луки, Послания ап. Павла к Римлянам, 1-е к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, 2-е к Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Тимофею, Евреям, а также 1-е Послание ап. Петра и 1-е Послание ап. Иоанна; здесь появляются самые ранние ссылки на Пастырские послания (Hartog, ed. 2013. P. 53-65). Послание П. С. пользовалось большой популярностью; по свидетельству блж. Иеронима, его читали на собраниях прихожан в Азии (Hieron. De vir. illustr. 17).
Ч. Хилл выдвинул гипотезу о том, что упоминаемый сщмч. Иринеем Лионским пресвитер, ученик апостолов (Iren. Adv. haer. IV 27. 1-32. 1), есть не кто иной, как П. С. Он же, по мнению ученого, является предполагаемым автором «Послания к Диогнету» (Hill. 2006). Если принять эту гипотезу, то несколько меняется восприятие личности П. С.: он предстает как выдающийся оратор и учитель, знакомый с риторическими приемами «второй софистики» (ср.: Kozlowski. 2011), умело отстаивавший истину христианства перед иудеями и язычниками, хорошо разбиравшийся в учении различного рода гностических группировок и являвшийся одним из древнейших греч. апологетов. Автор «Послания к Диогнету» говорит о себе как об «ученике апостолов», что, по мнению Хилла, является подтверждением свидетельства Иринея о П. С. как об ученике ап. Иоанна Богослова.
Из сообщений поздних авторов (Suda.; ср. Maximus. Conf. Schol. in DN // PG. 4. Col. 535-544) известно о существовании писем П. С. сщмч. Дионисию Ареопагиту и афинянам (не сохр.). В лат. традиции под именем П. С. известны 5 фрагментов в составе «Книги ответов» (Liber Responsorum) Виктора, еп. Капуанского (VI в.) (Lightfoot, transl. 1889. P. 419-422). Это произведение представляло собой собрание схолий различных греческих писателей на Пятикнижие. В наст. время оно считается утерянным, однако отрывки из него приводятся в «Толковании на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.; CPL, N 951). Большинством ученых фрагменты П. С. признаются неподлинными. Вероятно, они являются отрывками из соч. «Против Порфирия», приписываемого лат. писателю IV-V вв. Пакату (CPL, N 1152a), по поводу личности к-рого ведутся споры. По мнению Х. M. Бовера, 3-й из фрагментов принадлежит П. С.; ученый предлагает реконструкцию греч. текста данного отрывка (Bover. 1935). Арм. писатель Анания Ширакаци (VII в.) в трактате «О Богоявлении Господа и Спасителя нашего» цитирует некое сочинение П. С. (CPG, N 1042), в к-ром утверждается, что Рождество Христово произошло в 1-й день недели, т. е. в воскресенье, а Крещение - ровно через 30 лет, в том же месяце, но в 4-й день недели, т. е. в среду (Zahn Th. Apostel und Apostolschüler in der Provinz Asien. Lipsiae, 1900. S. 104).
Наиболее ранние свидетельства о литургическом почитании П. С. содержатся в Сирийском и в Иеронимовом Мартирологах. В Сирийском Мартирологе (411) память П. С. отмечена под 23 февр., однако под 27 янв. имеется запись: «В городе Никее Поликарпа», к-рая, возможно, также относится к священномученику (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 1. P. 12, 13). Эта же запись повторяется в Иеронимовом Мартирологе под 26 янв.; память П. С. помещена под 23 февр. с указанием, что вместе с епископом пострадали 12 мучеников. По мнению И. Делеэ, данное добавление было сделано на основе лат. версии Мученичества (BHL, N 6870), согласно к-рой П. С. пострадал с 12 единоверцами из Филадельфии, тогда как в греч. Мученичестве речь идет об 11 филадельфийцах. Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе П. С. упоминается под 1 февр. и 27 окт. (MartHieron. P. 64, 72, 112, 574). Беда Достопочтенный по не вполне понятным причинам выбрал при составлении Мартиролога дату 26 янв. Флор Лионский последовал примеру предшественника и указал память П. С. под тем же числом, добавив информацию, заимствованную из неизвестного источника, о том, что мощи святого покоятся в Лугдуне (ныне Лион) в крипте. Флор повторно отметил память святого под 23 февр. и на основе Мученичества св. Севастиана (BHL, N 7543), в котором упоминается пресв. Поликарп, указал, что П. С. вместе с Севастианом обратил многих ко Христу (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 100, 291, 307, 377, 384, 605, 622). В Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда память П. С. отмечена под 26 янв. и 23 февр., где повторяется заметка из Мартиролога Флора (MartAdon. P. 71-72, 92; MartUsuard. P. 168, 186). Память П. С. под 26 янв. перешла в Римский Мартиролог Ц. Барония (80-е гг. XVI в.); под 23 февр. содержится память пресв. Поликарпа, пострадавшего со св. Севастианом в Риме (MartRom. P. 36, 74). В совр. редакции Римского Мартиролога, согласно древним источникам, П. С. упоминается 23 февр. (MartRom. (Vat.). P. 153).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П. С. отмечена под 23 февр., в конце сказания говорится о том, что синаксис ему совершался в ц. Св. Софии (SynCP. Col. 485). Под этим же числом память священномученика вошла в Минологий имп. Василия II (1-я пол. XI в.- PG. 117. Col. 324-325) и в более поздние визант. Синаксари. В палестино-груз. календаре X в. память П. С. указана под 22 февр. Кроме того, здесь же под 26 янв., 21 и 23 февр. упоминается мч. Поликарп, а под 28 февр.- одноименый епископ. Вероятно, все эти указания следует отнести к П. С. (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 46, 51-52, 142, 163-164, 166). В сиро-яковитском календаре из рукописи 1210 г. память П. С. обозначена под 23 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 1. P. 119).
Достоверных сведений о нахождении мощей святого не сохранилось; нек-рые авторы указывали, что частицы мощей П. С. покоились в Париже, на Мальте, в ц. св. Марии на Марсовом поле в Риме и в др. местах (см. ActaSS. Ian. T. 2. P. 595).
Под 22 февр. в рукописях из коллекций Национального центра рукописей Грузии и Кутаисского государственного историко-этнографического музея сохранилась метафрастическая (расширенная) версия Мученичества П. С., нач.: რაჟამს დეკიოს ბოროტმსახური ჰრომაელთა სკიპტრასა ჰმართებდა... (Во время óно Декий, слуга порока, управлял римским скипетром...) (НЦРГ. S 382, XII-XIII вв. Л. 195-198; Кут. 1, XVI в. Л. 167 об.- 170). Также под 23 февр. в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, дошло синаксарное сказание о П. С. в рукописях XI в. коллекций Национального центра рукописей Грузии, Екатерины великомученицы монастыря на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 317).
В слав. книжности представлен перевод Мученичества П. С. («Послание Смирнской Церкви»; BHG, N 1556-1560), сохранившийся в рукописных Четьих-Минеях начиная с XV в. (напр., в Минее на февр. РГБ. МДА. № 92. 1. С. 260-268; ср.: Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 100) и включенный в ВМЧ под 23 февр. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 493 [1-я паг.]). Перевод относится к раннему периоду слав. письменности, на что указывает редкая архаическая лексика, напр., безбогъ - безбожник, кобь - удача, счастье, богиня удачи (последнее слово отмечено также в Супрасльской рукописи XI в. в Житиях святых Конона и Савина). Текст в ВМЧ немного отличается от текста домакарьевских Миней, т. к., возможно, он подвергался лексической правке.
Кроме того, в составе обычного Пролога (кон. XI или нач. XII в.) содержится краткое Житие П. С. (Слав.-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 788-790), в к-ром рассказывается о поставлении П. С. епископом, его мучениях и нек-рых совершённых им чудесах. Те же сведения сообщаются и в Житии П. С. под 23 февр. в стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 6. С. 58-59; греч. оригинал см.: SynCP. Col. 485); это Житие было включено и в печатный Пролог в XVII в.
Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, перевел с лат. языка Житие П. С., написанное Псевдо-Пионием (т. к. оно отсутствовало в древней слав. письменности), сократив и переработав его оригинал, взятый из «Acta Sanctorum», также он дополнил текст выдержкой из сочинения сщмч. Иринея Лионского в передаче Евсевия Кесарийского или Никифора Каллиста; к Житию присоединено и «Послание Смирнской Церкви», вероятно, также переведенное с латыни (вместо слова «кобь» у свт. Димитрия - фортуна), возможно, с использованием сказания из ВМЧ ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 540-544; Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-ист. и лит. памятник. М., 2012. Ч. 1. С. 494).
Память П. С. зафиксирована довольно рано - уже в Иерусалимском Лекционарии (отражает практику V-VIII вв.) он упоминается 22 и 28 февр. (Tarchnisnvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. § 232, 238).
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. С. отмечена 23 февр. (и далее - устойчиво в этот день во всех памятниках); указаны пение тропаря 4-го гласа Κα τρόπων μέτοχος̇ ( - общий священномученику) и чтения на литургии: назначены прокимен Пс 63.10 со стихом 63.1, Апостол Ефес. 4. 7-13, аллилуиарий Пс 91. 12, Евангелие Ин 12. 24-36, причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 236, 238).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - описание службы П. С. включает 3 стихиры 2-го гласа на «Господи, воззвах» и канон того же гласа авторства Игнатия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 419-420). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана служба П. С. с «Аллилуия» (Arranz. Typicon. P. 123). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. С. включает седален (отличающийся от помещенного в печатные Минеи) и канон (Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 54).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана служба П. С. с «Аллилуия» (Lossky. Typicon. P. 192; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40). Однако в слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 92а) и в рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», указана служба П. С. с пением тропаря 4-го гласа. Начиная с XV в. списки Иерусалимского устава обычно включают в последование П. кондак 1-го гласа. В греч. Кондакарях XII-XIII вв. сохранился кондак П. С. с 3 икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 103-104, 179).
Последование П. С., помещенное под 23 февр. в совр. книгах, включает: тропарь 4-го гласа Κα τρόπων μέτοχος̇ ( ); кондак 1-го гласа Καρποὺς τοὺς λογικούς, τῷ Κυρίῳ προσφέρων̇ ( ) с икосом Τὴν τῆς σοφίας χρηστότητα ἀρυσάμενος̇ ( ); канон 2-го гласа с акростихом, в к-ром указано имя автора IX в., исп. Феофана Начертанного (Émerau C. Hymnographi Byzantini // E. O. 1926. Vol. 25. P. 181): Τὸν θεῖον Πολύκαρπον ἐν ᾄσμασιν εὐφημήσω. Θεοφάνους ( ), нач.: Τῇ τοῦ Χριστοῦ, φωτοχυσίᾳ λαμπόμενος̇ ( ), с ирмосом Δεῦτε, λαοί̇ ( ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 2-го гласа (в рус. Минеях др. блок стихир-подобнов - 1-го гласа); седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τὸν τῆς χάριτος βότρυν ἐν τῇ ψυχῇ̇ ( ); ексапостиларий (разные в русских и греческих Минеях).
В 2 рукописях (синайского мон-ря вмц. Екатерины, XI в., и мессинского мон-ря св. Сальватора, XII в.) сохранился канон П. С. 3-го гласа визант. автора, не вошедший в печатные издания, нач.: ῾Η ὑπερκόσμιος τοῦ θεοφόρου ποιμένος συγκαλεῖται ἅπαντας σήμερον μνήμη̇ (Наискромнейшего богоносного пастыря память ныне всех созывает...), с ирмосом Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ ( ), со 2-й песнью и троичными тропарями (AHG. T. 6. P. 364-374).
О поисках изобразительной формулы для иконографии П. С. свидетельствует глиняная ампула, найденная в Смирне; снабженная высоким горлом, она, возможно, служила евлогией (VI в.; ГЭ. Инв. W-854). На обеих сторонах ампулы - примитивные рельефные изображения, в т. ч. фигура стоящего под аркой святого с бородой, в античных драпировках - образ почитаемого местного святого, т. е. П. С., которого можно идентифицировать по месту происхождения, несмотря на очень условное по стилю исполнение.
Древнейшие изображения П. С. в белых одеждах мученика встречаются в мозаиках Равенны (они не имеют подписи, сопоставлены с римскими святыми, вероятно, это продиктовано памятью о пребывании святого в Риме): «портретный бюст» в медальоне на своде Архиепископской капеллы (кон. V - нач. VI в.; рядом с мучениками Кассианом, Космой и Дамианом); фигура святого на юж. стене нефа в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.), облаченная в гиматий (с голубоватыми притенениями) и хитон (с серыми притенениями) с длинными рукавами, на правом плече - черный клав, такой же виден на левом зарукавье. Подобно др. святым он обеими руками держит перед собой мученический венец в виде золотого обруча с царственной декорацией жемчугом и драгоценными камнями в кастах. Лик святого имеет характерные черты: седые короткие прямые волосы, заостренная (клиновидная) недлинная борода.
Для средневизант. времени и более позднего периода характерно появление фигуры П. С. в святительском чине. Этим обусловлено то, что в росписях его изображали прежде всего в алтаре, как в соборе Св. Софии в Охриде (1037-1056), или в виме, как в Св. Софии Новгородской (1109) - на сев. световой арке под ее сводом. В кафоликоне Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) он изображен на своде одного из боковых компартиментов в круглом медальоне, рядом с др. мучениками. Атрибуции образа помогают крупные вертикальные надписи с его именем, однако они не имеют топографического эпитета. Памятью о пространных святительских чинах, включавших десятки «портретов» иерархов различных церковных центров античного мира, в рост и в медальонах, продиктовано, вероятно, присутствие П. С. в декорации алтарей небольших церквей, напр. на юж. стене апсиды в ц. арх. Михаила в болг. г. Рила (кон. XI в.), где святой сопровождает свт. Иоанна Златоуста, П С. облачен в омофор поверх фелони (Т-образной формы наложения), из-под к-рой открываются подризник с богатой отделкой горловины и поручи; цвет одеяний может быть разным: в охридской Софии - желтая фелонь и серый хитон, в новгородской - зеленоватая фелонь и розовый подризник. Правой слегка поднятой перед грудью рукой он благословляет, на левой покровенной руке держит кодекс Евангелия в драгоценном окладе. Тип лика святого в памятниках XI в. может иметь отличия. В мозаичном медальоне в Осиос Лукас у него короткая седая борода, имеющая на конце невыраженное раздвоение. В софийских фресках Охрида и Новгорода изображения святого близки между собой: седой старец с короткими волосами, подчеркнутым подбородком, короткой клиновидной бородой, на конце разделенной на неск. коротких прядей. Такой же тип лика представлен в памятниках 2-й четв.- кон. XI в.: на миниатюрах из к-польской рукописи Московского Минология (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 106, 2-я четв. XI в., см.: Попов. 1911. Табл. V/22). Образ П. С. может иметь особенности. Так, на фреске в церкви близ Рильского мон-ря над лбом святого написан своеобразный «узел» из волос, почти близкий к кругу (Прашков. 2002. Ил. с. 110).
Наиболее раннее изображение мученической кончины П. С. встречается в иллюстрированных визант. минейных рукописях XI в.: в Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 419, 1-я четв. XI в.), в Московском Минологии. На миниатюре из ватиканской рукописи святой идет по направлению к разведенному близ горы костру, языки пламени повторяются в линиях золотого ассиста на одеждах П. С. Он сед, с короткими волосами, с небольшим гуменцем и бородой, имеющей на концах слегка выделенные пряди. П. С. одет в сине-голубой хитон, лиловую фелонь, омофор с черными крестами; в молитвенном жесте подняты покровенные фелонью руки, лик обращен к небу. За ним следует молодой палач, его руки на плечах П. С. Мученическая смерть изображена и в композиции Московского Минология.
В памятниках Балкан или Др. Руси средневизантийского или позднего времени в зависимости от стиля мастера облик святого может приобретать неизвестные ранее черты. Его по-прежнему пишут в чине святителей, как правило, в алтаре, в жертвеннике, напр., в ц. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), но его лик испещрен морщинами (определен И. Синкевич; Sinkević I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture. Programme. Patronage. Wiesbaden, 2000. Spätantike, frühes Christentum, Byzanz: R. B. Bd. 6. Fig. 29; также см.: Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и визант. живопись XII в.: Канд. дис. М., 2018. С. 59, 116, 126, 127). Борода может быть круглой, как в Каранлык-килисе в Гёреме (сер.- 3-я четв. XI в.; Jolive-Levy. 1991. P. 135). Его можно найти в святительском чине в апсиде ц. Панагии Мавриотиссы (1259-1265) в Кастории; в арочном проходе в виму со стороны диаконника, где П. С. изображен в паре со свт. Германом,- в ц. свт. Николая под крышей (Агиос-Николаос тис Стегис, близ Какопетрии (кон. XIII - нач. XIV в.) (Stilianou. 1997. P. 55)). В наосе в Успенской ц. Грачаницы (ок. 1320) он показан рядом со свт. Модестом Иерусалимским; святой обеими руками держит роскошный кодекс Евангелия на весу и слегка наклонив, что должно напоминать о «легком бремени» учения, принесенного Спасителем в мир; на юж. стене ц. Пантократора (1348-1350) в мон-ре Дечаны его согбенная фигура в крещатых ризах вторит очертанию входного портала; в церкви мон-ря Раваница (ок. 1387) святой изображен в медальоне, у него высокий лоб, волосы и борода средней длины, пряди бороды широкие, с раздвоением. В серб. фресках XIII в., как в росписях Троицкой ц. мон-ря Сопочаны (ок. 1265), облик святителя напоминает о святительских чинах XI в.: седая борода, слегка раздвоенная на конце, зеленая фелонь, крупный кодекс. Возможно, на древний образец ориентировался мастер Феофан Грек, автор росписей новгородской ц. Преображения (Спаса) на Ильине ул. (1378). Фигура, к-рую атрибуируют как П. С. (под вопросом см.: Лифшиц. 1987. С. 501. Ил. 128), написана на вост. стене наоса и отличается деталями: шапка волос облегает голову с широким гуменцом, недлинная борода с раздвоением имеет необычную форму опущенной вниз лиры; Евангелие святой держит на левой целиком покровенной руке, правая - в именословном благословении перед грудью. В небольших храмах, как правило, изображалась полуфигура П. С. в крещатых ризах: напр., над нишей диаконника в алтаре ц. Николая Орфаноса (ок. 1320) в Фессалонике, рядом со свт. Вуколом. В облачениях святого на сопочанской фреске присутствуют шитые золотом поручи и палица, его фелонь зеленоватого цвета, подризник - серый. В Грачанице и др. росписях XIV-XVI вв. мастера детально воспроизводили богато украшенные предметы облачения: епитрахиль, поручи, иногда палицу.
Уже в XIV в. в храмовых росписях алтарной части встречается «дублирование» св. епископа с именем Поликарп: в Дечанах один - в составе композиции «Служба св. отцов» на юж. стене апсиды и другой - на сев. стороне юго-вост. алтарного столба, рядом с фигурой свт. Евстафия Антиохийского. Святитель в алтаре из числа молящихся обращен к престолу в 3/4-ном повороте, на правой покровенной руке держит кодекс, над высоким с залысинами лбом написан круглый завиток, напоминающий деталь «портрета» П. С. из алтаря Михаилоархангельской ц. в Риле. У святого на столпе - пышная шапка волос, клиновидная средней длины борода, с легким раздвоением на конце. Два святителя с именем Поликарп есть в росписи кафоликона мон-ря Ватопед (1311/12), где 1-й образ находится в диаконнике близ вост. стены с образом ап. Павла, а 2-й - в верхнем ярусе углового простенка на юж. стене.
Редким является изображение П. С. на полях списка с Владимирской иконы Божией Матери, т. н. Дымцовской Владимирской в московском Успенском соборе (см. ст. Владимирская икона Божией Матери). Уже в древнейшей известной его описи 1609-1611 гг. она упоминается в жертвеннике (РИБ. Т. 3. 1876. Стб. 331-333), но лишь в описи 1701 г. сказано, что святые, написанные на ее полях, это святители - П. С. (назван только по имени, но общий для всех фигур чин святости указывает на П. С.) и 3 Московских чудотворца, Петр, Алексий и Иона митрополиты (Там же. Стб. 653). Икона была вложена в собор кн. Д. Ф. Овчининым-Оболенским, Л. А. Щенникова считает, что создана она была между 1554 и 1577 гг. (см. ст. Владимирская икона Божией Матери); если учитывать, что вкладчик скончался в 1562 г., то она могла после этой даты появиться в соборе.
В крещатых белых одеяниях святого писали поствизант. мастера, авторы росписей афонских мон-рей XVI -XVII вв. Чаще всего его фигура или полуфигура встречается в чине святителей в росписях диаконника, напр., в Успенском кафоликоне Протата (ок. 1300, мастер Мануил Панселин), в кафоликоне Ватопеда (1321/22, фрески переписаны в 1803/04), в мон-ре Пантократор (1545/46), в росписях кафоликона монастыря Ставроникита мастер иером. Феофан Критский изобразил у П. С. слегка вьющуюся на конце бороду. В жертвеннике образ П. С. помещен в росписях придельной церкви кафоликона в мон-ре Ватопед, в парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) он изображен в медальоне рядом с др. святителями - Германом К-польским и Ахиллием Ларисским. Древний вид и цвет облачений (зеленая фелонь) - у П. С. в оконной нише кафоликона мон-ря Дионисиат (мастер Дзордзис Фукас, 1546/47). В Ерминии иером. Дионисий Фурноаграфиот описал П. С. в чине святителей как старца с круглой бородой (Ерминия ДФ. § 8).
В поздневизант. минейных циклах, в росписях и лицевых рукописях, сохраняется сцена мученической кончины П. С. под 23 февр. На миниатюре из Минология Димитрия Палеолога, иллюстрирующей дни памяти святых с 21 по 24 февр. (Оксфорд; Bodl. f. theol. gr. 1. Fol. 28r, 1322-1340), П. С. внешне и по одежде напоминает свт. Николая Чудотворца, его казнят через усечение мечом. Похожая сцена есть в минейном цикле в мон-ре Козия (1390-1391). В нартексе кафоликона в мон-ре Дионисиат в минейном цикле в сцене мучений П. С. в полиставрии стоит на коленях посреди костра, молясь являющейся из небесного сегмента Господней благословляющей Деснице; сцена мучения как минейная представлена в лити старого кафоликона мон-ря Ксенофонт (мастер мон. Феофан, 1564).
В древнерус. традиции московского периода П. С. в основном изображен в минейных циклах в рост или в виде полуфигуры в святительских одеждах под 23 февр.: на северной рус. иконе с минеей на февр. (ГЭ, по мнению И. А. Шалиной - сер. XV в.), на зап. арке юго-зап. столба в ц. во имя свт. Симеона Богоприимца новгородского Зверина мон-ря (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., сохр. лишь фрагмент крещатой фелони и омофора; Лифшиц. 1987. С. 518), в греко-груз. рукописи кон. XV в.- в рост (Евсеева. Афонская книга. № 125. С. 279), на годовой минейной рус. иконе 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен). В Строгановском лицевом подлиннике отмечено, что борода П. С. раздвоенная (нач. XVII в.) - так она изображена на минейной иконе февраля нач. XVII в. (ЦАК МДА). В иконописных подлинниках XVII-XX вв. варьируются основные типы изображения П. С.: святитель в полиставрии, с раздвоенной бородой (Софийский список Новгородской редакции, 2-я четв. XVII в.- Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 75; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 277; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75); в фелони и омофоре, с округлой бородой (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 191) или с клиновидной без раздвоения - на прориси-образце работы мон. Иулиании (Соколовой) (Собрание Иконописной школы при МДА, Сергиев Посад, 1957-1980).
Единственный известный престол во имя П. С. в России был освящен в 1902 г., восстановлен вместе со зданием собора (находится, как и прежде, в сев. части алтаря) в Казанском Амвросиевом жен. мон-ре в Шамордине Калужской и Боровской епархии.